Безопасность в ночное время – это первостепенная задача на дорогах и тротуарах. Поэтому основная задача городских властей, да и самих жителей, это организовать уличное освещение вдоль улиц и дорог. А, значит, устанавливая уличные светильники на столб, власти решают сразу несколько проблем: первая – освещение, вторая красота района.
Плюсы и минусы
Наиглавнейшая задача уличного фонаря – это осветить как можно больше территории вокруг себя. Поэтому перед установкой решается вопрос точного подсчета светового потока, а, значит, и мощности осветительного прибора. Но не менее важным параметром освещенности является и высота его установки, то есть, насколько высоким будет столб, используемый в качестве опоры, куда крепится светильник уличный.
Третья позиция эффективного уличного освещения – это конструкция плафона, которая должна равномерно рассеивать свет, плюс быть прочной и надежной, противостоять большим нагрузкам со стороны атмосферных осадков, давления ветра и солнечных лучей. Что касается формы уличных плафонов, то оптимальный вариант – это шары или цилиндры, изготовленные из прочного прозрачного материала.
Есть еще один момент, на который необходимо обратить особое внимание, это качество используемых в уличных светильниках на столбах ламп. Они должны работать долго, потому что их замена сопряжена с использованием спецтехники, а, значит, замена требует не только трудовых вложений, но и материальных затрат в виде топлива для автомобиля и зарплаты нескольких человек. На сегодняшний день специалисты выделяют лампы ДРЛ, как самые эффективные по всем позициям. Их постепенно теснят светодиодные уличные светильники, но стоимость у них в разы выше, так что большой популярностью светодиодные модели еще не пользуются.
Преимущества
- Высота столба определяет не только величину освещенности территории, но и невозможность достать до фонаря, что делает его недосягаемым до нечистых на руку людей.
- Выше эффективность светового потока, который при смене плафона может быть не только рассеивающим, но и целенаправленным.
Недостатки
- Если сравнивать с садовыми фонарями, газонными и тротуарными внутри участков, то светильник уличный в разы дороже за счет большого количества всевозможных деталей, габаритов и конструктивных особенностей.
- Дороговизна и сложность установки.
- Своими руками провести ремонт фонарей, установленных на столбы освещения, практически невозможно.
Разновидности столбов
Столбы для уличных светильников изготавливаются из разных материалов, поэтому в городах и селах можно встретить их разновидности:
- деревянные, длиною 6,5 м, 7,5, 8,5 м, 9,5, 11м диаметром от 14 до 24 мм;
- бетонные, длиною 4-11 м, шириною 10-40 см;
- железобетонные, то же самое, что и бетонные;
- металлические (чугунные, алюминиевые, из оцинкованной стали) с минимальной высотою 1,5 м, а вот остальные параметры зависят от назначения;
- пластиковые;
- композиционные.
Основное требование к ним – это прочность и противостояние климатическим нагрузкам.
Внимание! Все столбы, которые используются для уличного освещения, рассчитываются на ветровую нагрузку, равную 160 км/ч.
Требования к организации освещения на столбах
Что касается расположения столбов под уличное освещение, то это все обозначено в СНиПах. То есть, строго расставлены метражные показатели, где и как должна располагаться столбы. Вот некоторые нормативы.
Схемы расположения столбов:
- однорядная схема;
- двухрядная, то есть двухсторонняя: прямоугольная или шахматная;
- осевая – посередине улицы или дороги;
- осевая двухрядная: прямоугольная или шахматная.
Существуют определенные соотношения, где учитывается расстояние между опорами и их высотою. Так в однорядной схеме, а также двурядной и осевой прямоугольной такое соотношение должно быть как 5:1, при шахматной схеме 7:1.
Что касается аллейных столбов освещения, то схема их установки выбирается в зависимости от ширины тротуара. К примеру, при ширине в 10 м используется однорядная схема, при ширине аллеи больше 10 м – двусторонняя (или прямоугольная, или шахматная).
Что касается дорожных столбов, то существуют определенные нормативы места установки относительно края самой дороги.
- Если столбы-опоры устанавливаются близ автодорожной магистрали с интенсивным движением, то они устанавливаются от бордюра на расстоянии одного метра.
- Если установка производится на обычных дорогах, то данный показатель равен 0,6 м.
- На дорогах, где не ездят грузовые машины, трамваи и троллейбусы, то расстояние равно 0,3 м.
- Если на трассе бордюр полностью отсутствует, то дистанция устанавливается в пределах 1,75 м.
Что касается расположения самого осветительного прибора, то и тут опять-таки есть определенные нормативы. Если столбы освещения устанавливаются около проезжей части, то высота монтажа светильника не должна быть меньше 3 м. Если рядом с дорогой располагаются здания, то все будет зависеть от их высоты. Светильник уличный должен быть выше крыши дома на 0,5 метра. На парапетах и мостах показатель высоты установки может варьироваться в пределах от 0,9 до 3 м. При этом при всех позициях уличные фонари должна располагаться от линий электропередач или других линий коммуникаций на расстоянии 0,6 м.
Какой столб лучше
Все специалисты в один голос утверждают, что идеальное решение, чтобы организовать уличное освещение на столбах, это опоры из металла. Почему?
- Во-первых, это высокая прочность самого материала, который под действием окружающей среды прослужит в несколько раз дольше.
- Во-вторых, сечение таких столбов – полый круг, сужающийся к верху. Из всех используемых конструкций данная самая легкая, что увеличивает простоту проведения монтажных работ, а также снижает затраты на сам монтажный процесс.
- В-третьих, сужение столба к верху дает возможность снизить негативное воздействия ветровых нагрузок.
Из всех металлических конструкций сегодня чаще всего используются опоры из оцинкованной стали длиною 3-12 метров. Их сегодня применяют повсеместно: в парках, на дорогах, в местах скопления людей и транспорта. Столбы освещения под светильник уличный длиною более 12 метров устанавливаются на стадионах, в портах, на вокзалах, на площадях с большой территорией и на больших развязках дорог.
Необходимо отметить, что стальные опоры – это простейшая конструкция, внизу которой приварена подошва в виде круга или прямоугольника, используемая в качестве опоры на фундамент. Сверху располагается конструкция для крепления монтажных кронштейнов. Оцинкованная сталь считается оптимальным вариантом для опор, потому что этот металл хорошо противостоит коррозийным процессам.
Если говорить о фундаменте под металлические столбы для освещения, то необходимо отметить, что его глубина заложения должна быть на 30 см ниже уровня промерзания грунта зимой. При этом верхняя плоскость фундамента должна располагаться:
- на проезжей части на глубине 1,25 метра;
- на газонах – 80 см.
Светильник уличный на столб может нести чисто декоративную нагрузку. Поэтому его верхний блок крепления кронштейнов может быть разным. Это могут быть двойные элементы, одинарные, с гусаком, торшерного вида, в виде буквы «Г», с оголовниками и так далее. В этом плане вариантов огромное количество.