Электрические установки, которые преобразуют энергию электрическую в энергию механическую, называются электродвигателями. Работают они от переменного тока 3-х фазной сети. В основном сегодня в промышленности и быту применяются асинхронные двигатели. Чтобы разобраться, как они работают, необходимо рассмотреть асинхронный двигатель – принцип работы его, конструкцию и возможности, которые приводят к изменению параметров. Итак, наша статья – устройство и принцип действия асинхронного электрического двигателя.
Конструкция
Буквально несколько слов о том, как устроен асинхронный двигатель. Итак, состоит он из двух частей, между которыми есть небольшой воздушный зазор. Первая часть неподвижная – это статор. Вторая подвижная (вращающаяся) – это ротор. Но и в той, и в другой есть сердечник и обмотка. Только обмотка статора, в данном случае, является первичной, то есть, именно на нее подается электрический ток, а ротора вторичной.
При этом статор состоит из сердечника, обмоток и корпуса (станины), последний чаще всего изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Сердечник же асинхронного электродвигателя представляет собой конструкцию, собранную из листов специальной электромеханической стали толщиною от 0,35 мм до 0,5 мм. Такая конструкция используется специально, чтобы уменьшить действие вихревых токов, которые обязательно возникают под действием магнитного поля, которое вращается. Это поле созданно обмоткой статора. Если сердечник будет изготовлен из цельного металла, то произойдет его перемагничивание.
Именно в пазы сердечника и укладывается медный провод, который может быть однослойным или многослойным в плане укладки.
Что касается ротора, то, по сути, это вал, на который насажен сердечник. В качестве обмотки здесь используются стержни или из алюминия, или из меди, которые по торцам замыкаются кольцами. Сам он вращается в подшипниках, установленных а торцевых крышках. Вот такие особенности конструкции асинхронного двигателя.
Как работает
Начнем с самого главного, что в электродвигателях движение ротора создается за счет вращающегося магнитного поля, которое, в свою очередь, образуется за счет движения электрического тока в обмотке статора. Это и есть основной принцип действия асинхронного двигателя.
Если более глубоко начать разбираться в процессах, действующих внутри движка, то начнем с определения частоты вращения поля. Для этого можно воспользоваться формулой:
n=60*f/p, где
- f – это частота электрической сети питания, измеряемая в герцах (Гц);
- p – это количество пар полюсов.
Образованное магнитное поле пронизывает собой сразу две обмотки: и статора, и ротора. Именно под ее действием образуется электродвижущая сила, которая и вращает моторный вал. При этом в статоре образуется электродвижущая сила самоиндукции. Она, во-первых, направлена против приложенного напряжения в подающей сети. Во-вторых, она же сдерживает ток.
Внимание! В короткозамкнутых электродвигателях обмотка ротора замкнута накоротко, отсюда и название. В фазных моделях обмотка замыкается через сопротивление.
Но как же при этом создается вращение вала? Все дело в том, что под действием электродвижущей силы ротора во вторичной обмотке появляется ток. Именно он, взаимодействуя с вращающимся магнитным полем, создает определенную электромагнитную силу, которая его и вращает. Кстати, направление действия можно определить по правилу левой руки.
У магнитного поля есть два полюса: северный и южный. Если берем за основу правило левой руки, то полюса вращаются относительно статора против часовой стрелки. То есть, они все время перемещаются. По сути, на этом и основан принцип работы асинхронного двигателя.
Итак, на проводник, где проводит электрический ток, действует электромагнитная сила, о которой уже выше упоминалось. Это суммарная величина, которая образует электромагнитный момент вращения. По-простому, момент движется по направлению вращения самого магнитного поля. Если момент имеет большую величину, то ротор будет обязательно вращаться.
Кстати, электродвижущая сила в обмотках зависит от разности частоты вращения ротора и магнитного поля. Вторая величина должна быть больше первой. И чем данная разница будет больше, тем выше электродвижущая сила. То есть, получается так, что асинхронный двигатель может работать только в том случае, если величина частоты вращения магнитного поля будет больше частоты вращения ротора. Это и есть основное условия работы.
Отсюда и название самого мотора, потому что вал вращается не синхронно с магнитным полем. Вот такой принцип работы и устройство.
Заключение по теме
Итак, в этой статье был разобран принцип действия асинхронного двигателя. Наша задача была по-простому рассказать обычным обывателям, как работает эта электрическая машина, почему она так называется, а также немного обозначить ее устройство. Скажем прямо, что все правила, заложенные в работу мотора, основаны на сложных физических законах, связанных с электричеством. Именно на сложных, поэтому асинхронный двигатель является сложным агрегатом.