Как заряжать необслуживаемый аккумулятор обычным зарядным устройством

Блоки питания

В наши дни подзарядка аккумуляторной батареи не вызывает никакого труда у автовладельцев: подключил клеммы, включил в сеть и ждешь достижения оптимальных значений. Это в большей мере касается обычных АКБ. Но как заряжать необслуживаемый аккумулятор? Об этом и пойдет речь в данной статье.                

Особенности аккумуляторов без возможности обслуживания

Устройства данного типа характеризуются следующими особенностями:

  • Конструкция корпуса полностью исключает необходимость проверки уровня электролита, так как из-за полной герметичности вода не испаряется после установки и в процессе эксплуатации.
  • Большой срок службы. В 1,5-1,7 раза больше, чем у обычных моделей.
  • Длительное сохранение заряда даже при долгом неиспользовании.
  • Работают в любом положении – его можно перевернуть или положить на бок.

Следует также отметить и некоторые не очень приятные особенности:

  • Цена выше, чем у простых АКБ.
  • Плохо переносят сильные морозы.
  • Не терпят переизбытка заряда.

Последние две особенности выявляют два требования: зарядка зимой не реже 2 раз в месяц и полная исправность электрооборудования самого автомобиля.

Отличия необслуживаемых от обслуживаемых АКБ

Необслуживаемую АКБ очень просто узнать: гладкая поверхность корпуса, а в верхней части вмонтированы индикатор и два (или более) отверстия, по которым отводится газ.

Необслуживаемый аккумулятор состоит из следующих элементов:

  • Пластины из свинца, которые имеют форму решетки и разделены на положительно и отрицательно заряженные.
  • Банки – отдельные емкости для помещения пластин.
  • Электролит – раствор серной кислоты с дистиллированной водой.
  • Корпус, в котором смонтирован индикатор заряда.

Структура решетчатых пластин постоянно находится в электролите и пропитывается им. В итоге возникает гальваническая химическая реакция и накопление заряда. Пластины разделены специальным диэлектрическим промежутком – сепаратором. В противном случае они соприкоснутся, и произойдёт короткое замыкание.

Важно! Если на корпусе смонтированы пробки, то аккумулятор может быть обслужен.

Корпус АКБ всегда изготавливается из прочных материалов, которые инертны к кислотам и внешним механическим воздействиям.

Можно ли заряжать необслуживаемые аккумуляторы

Можно и нужно, но новичков пугают следующие обстоятельства:

  • Не видно закипел ли электролит. Закипание является основным индикатором для обслуживаемых АКБ, который свидетельствует об окончании зарядки.
  • Нельзя отследить плотность. Герметичность корпуса не дает замерить показатели с помощью денсиметра.
  • Герметичность батареи. Куда денутся пары при закипании электролита?
Читайте также:  Смазка для клемм аккумулятора — против окисления и лучшего контакта

По данным опасениям мы дадим весомые разъяснения далее по тексту и расскажем, как заряжать не обслуживающий аккумулятор.

Каким зарядным устройством заряжать

Процесс зарядки требует обязательного соблюдения параметров тока и напряжения, а также возможность контроля. Поэтому зарядное устройство (ЗУ) должно обладать следующими параметрами:

  • Наличие опции ограничения и изменения параметров напряжения.
  • Возможность настраивать параметры тока.
  • Каждый параметр имеет промежуточные отсечки для контроля.

Важно! Третья опция может отсутствовать в зарядном устройстве, но контроль можно вести при помощи обычного мультиметра. Но, если нет навыка использования электронных счетных устройств, то лучше потратить деньги и купить полностью оснащенную зарядку.

Как убить необслуживаемый аккумулятор

Аккумуляторы данного типа категорически не терпят:

  • Подзаряда током с превышенным зарядом. Из-за этого электролит перегреется, а это может привести к нарушению целостности пластин, осыпанию решетчатой структуры и разрушению сепараторов.
  • Регулярный перезаряд. Это приведет к уплотнению электролита и образованию на пластинах слоя сульфидов – емкость снизится.
  • Перегрев в летнее время года. Постоянная температура более +35оС приведет к изменениям плотности электролита и постепенному разрушению пластин.
  • Короткое замыкание. Оно практически моментально приводит АКБ в неисправное состояние.

Когда нужно заряжать

На корпусе батареи смонтирован специальный индикатор, который фиксирует емкость заряда батареи в данный период времени. Как правило, индикатор имеет разделение по цветам – красный и зеленый сектора. Если стрелка посередине, то аккумулятор заряжен на половину. Также существуют модели без стрелок, при изменении заряда – меняется и цвет индикатора.

Каким напряжением заряжать

Диапазон напряжений подбирается под конкретные значения тока.

При силе тока в 6 Ампер зарядка проводится до достижения значений напряжения в 14,4 В. 

Важно! Для этого необходимо подбирать зарядное устройство с такими же параметрами мощности.

После напряжение должно быть поднято до 15 В

Каким током заряжать

  • Сначала регулируем ток заряда до 0,1Фа (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. 
  • При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
  • При достижении напряжения отметки в 15 В, ток уменьшается еще в 2 раза. 

Если параметры на индикаторе перестали меняться, то батарея может считаться заряженной.

Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора

Сначала может показаться, что это мероприятие сложное и лучше воспользоваться специальными индикаторами и измерительными приборами, но напомним – актуальность их применения целесообразно только для обслуживаемых АКБ.

Поэтому для расчета времени заряда необходимо выполнить следующее поэтапные действия:

  • Необходимо понять, что разряженный аккумулятор находится в диапазоне напряжений от 11 В до 11,7 В. Значение даже в 0,7 В влияет на время подзарядки. Заряженная батарея достигает значения в 12,7 В
  • 12,7 – 11,7 = 1 В. Получается, что это 10% от общего заряда.
  • Что касается емкости, то для данных типов АКБ она варьирована: 55 – 60 – 75 и т.д. ампер*час. Такую величину аккумулятор отдает за час непрерывной работы. Грубо говоря за полчаса работы, емкость снизится с 75 до 60. Можно за один час (в нашем примере) подать 30А, но это убьет АКБ. Таким образом для восполнения 30 А – потребуется 6 часов.
Читайте также:  Как собрать солнечную батарею своими руками

Кипячение во избежание стратификации

Следует сразу сказать о пользе и вреде кипячения. Во-первых, кипячение позволяет поддерживать однородный состав электролита, который подвержен расслоению с течением времени: кислота слоем накапливается на дне, а вода в верхней части. Такое расслоение и называют стратификацией. Но, во-вторых, кипячение приводит к разрушению пластин и качественному снижению их функциональности.

Важно! В руководстве по эксплуатации к конкретной модели или марке аккумулятора всегда написано о допустимости кипячения или категорическом запрете данного мероприятия. Но не всегда есть возможность посмотреть руководство. Если у вас встал тривиальный вопрос о том, что такое корейский аккумулятор 85d32r и каким напряжением заряжать, то вы не найдете к нему инструкции на русском языке. Поэтому следует придерживаться минимального значения токов и напряжений, которые были указаны выше.

Как понять, что АКБ уже заряжен или сколько должно быть вольт и ампер на приборах

Теоретически измерить плотность аккумулятора без возможности обслуживания можно – через те самые отверстия, которые служат для отвода газов. В отверстиях смонтированы миниатюрные клапана, которые открываются при избыточном пневматическом давлении. Если клапана демонтировать, то можно подобраться и к электролиту. Но этот способ малопрофессионален, используется дилетантами, к тому же опасен – все-таки электролит — это кислота.

Мы рекомендуем ознакомиться со специальной таблицей значений напряжения на клеммах, которые соответствуют уровню заряда.

Напряжение на клеммах
12,6 и более 100%
12,5 90%
12,42 80%
12,32 70%
12,20 60%
12,06 50%
11,9 40%
11,75 30%
11,58 20%
11,31 10%
10,5 0%

Кстати, отметим, что холодная температура практически не виляет на уровень напряжения – есть лишь несущественные падения. Но холод прямым образом ослабляет способность аккумулятора отдавать заряд, накопленный в емкости.

Итак, можно ли заряжать аккумулятор без пробок? Очевидно, что можно. Тем более пробки практически не имеют функционального назначения и отсутствуют, если речь идет об аккумуляторах без возможности обслуживания.

Оцените статью
Сам себе электрик
Добавить комментарий